Этот праздник, единственный, наверное, из светских, который по-настоящему служит источником исторической памяти для нас, для будущих поколений. Он учит, воспитывает, заставляет читать, думать, помнить. Мы любим мир, хотим мира всей душой, но и мы же в силу своей исторической памяти всегда готовы к защите своей Родины.



«Обретение памяти рождает восторг, объясняет будущее и приводит к самопониманию»
прот. Андрей Ткачев

Великий день для русского самосознания - Победа! Говоря «русского» я конечно же имею ввиду нечто большее, чем название этноса. Русский став ядром и основой великой цивилизации собрал вокруг себя много народов, которые в процессе истории обрели именно такую идентичность. Именно русского как носителя, хранителя и защитника великой культуры.

Победа объединяет людей разных мировоззрений и религиозных вер, это наша память, которую мы храним и передаем как эстафету будущим поколениям. Это наш шанс сохраниться как общность, шанс, что наши потомки не станут подобны скотам несмысленным, которых интересует только насущное и кто ввиду этого уже не сможет думать не только о прошлом, но и вообще думать и размышлять.

Все мы, люди старшего поколения, помним как бы легкомысленную песенку на стихи Окуджавы «Кавалергарды век недолог», посвященную героям 1812 года. Бесстрашные гвардейцы, русская конница отличились при Бородино и ранее при Аустерлице. В самые тяжелые моменты битв они приходили на помощь пехоте и ценой своей храбрости и больших жертв меняли ход битвы.

Мы видим, что память об этих славных временах и через века тревожит, является источником вдохновения. Фильм «Звезда пленительного счастья», прекрасная экранизация «Войны и мира Льва Толстого или «Гусарская баллада» снятая по мотивам пьесы «Давным-давно» Александра Гладкова теперь стали классикой. Пьеса эта, написанная в 1940 году, через три года получила сталинскую премию, надо думать, как актуальное произведение искусства. Сам автор пьесы писал:
«Когда мы с братом были маленькими, мама прочитала нам за две зимы вслух «Дети капитана Гранта» и «Войну и мир». Светосила детского воображения такова, что мне потом часто казалось, что я помню 1812 год; не книгу, не роман, а именно 1812 год с людьми, красками, звуками — помню, вижу, слышу, как нечто реально бывшее в моей жизни».
Также и мы переживаем нашу великую историю, слушая военные песни Высоцкого, перечитывая писателей-фронтовиков, обращаемся к историческим хрониками.
Меж тем подлинная история также говорит нам о том, что славное христолюбивое воинство русское во время Отечественной войны 1812 года воодушевлялось молебным пением.

Самая та война, по словам преподобного Серафима Саровского, была попущена за чрезмерное увлечение русской знати французской культурой, чуждой православной вере.

Да что сказать, из воспоминаний очевидцев и участников Бородинского сражения видно, какого духа были оные галлы иже с ними дванадесять язык и какого христолюбивое русское воинство.

Один из офицеров армии Наполеона, полковник Марселен де Марбо, пишет в своих воспоминаниях:
«6 сентября император приказал объявить, что на следующий день состоится большое сражение. Армия с радостью ожидала этого великого дня, надеясь, что он положит конец ее трудностям, потому что уже целый месяц войска не получали ни нормальной пищи, ни снаряжения. Каждый жил как мог»

Чтобы еще больше воодушевить свои войска, Наполеон приказал выставить напоказ присланный ему накануне портрет его сына — двухлетнего Римского короля. Полковник Жан-Жак Пеле-Клозо, другой участник тех событий писал: «Поглядев на этот портрет глазами отца, он [Наполеон. — Авт.] обратил его к толпе окружавших его офицеров и выставил на несколько часов для жадных взоров армии.

Вскоре более важные заботы потребовали внимания императора, взволнованного этими живыми ощущениями». Войска встретили портрет и Наполеона, объезжавшего войска, с восторгом.

С другой стороны, пишет русский офицер-квартирмейстер Александр Николаевич Муравьев:
«Князь Кутузов велел по нашим линиям пронести икону Божией Матери, спасенную войсками из Смоленска. Повсюду служили перед нею молебны, чем возбуждалось религиозное чувство в войсках».
Эта чудотворная икона сопровождала наши войска со времени выступления их из Смоленска. Точно так же готовились и предки тех русских солдат к Куликовскому побоищу. И сейчас священники в богатых ризах совершали молебны, и тысячи воинов падали на колени, творя крестное знамение. Сам главнокомандующий со всем своим штабом встретил икону и поклонился ей до земли.
А потом в продолжение дня Кутузов объезжал полки и говорил с солдатами.
Обычай молиться перед сражением ввел в своем войске святой равноапостольный царь Константин Великий, который сам молился в специально отведенном для этого шатре и своим воинам записал образец молитвы, повелев молиться «единогласно и единодушно».

«Ибо, говорил он, как свидетельствует Евсевий в житии его (книга 2, гл. 14), не всегда можно и должно поражать копьями и полагать в делах своих надежду на одно вещественное оружие или уповать на телесную силу, но должно признавать Бога вселенной Виновником и Подателем всех добрых дел и самой жизни; к Нему необходимо должно воздевать свои руки, возводить умные очи и воссылать приличные молитвы, дабы преклонить к нам милосердие Его, как Подателя победы, Хранителя жизни, Защитника и Помощника правды».
Вскоре после победы в Отечественной войне в августе 1814 года последовал императорский указ Священному Синоду об учреждении 25 декабря по старому стилю благодарственного молебна в честь и память избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык (то есть наполеоновских полчищ, в составе которых были служивые из разных стран Европы).
Составление этого чина было поручено святителю Филарету Московскому, бывшему на тот момент в звании архимандрита. С того времени возникла традиция молебного пения в день Рождества Христова. Именно в этот день враг был изгнан из пределов нашей Родины. Теперь каждый из нас, кто приходит помолиться за Богослужением в праздник Рождества Христова, имеет возможность присутствовать на этом молебне и услышать молитвословия, составленные святителем Филаретом.
В августе 1912 года Россия торжественно отметила победу в Бородинском сражении и столетие Отечественной войны. Торжества прошли 26 августа по старому стилю в Москве и Бородино. Ко времени празднования были во множестве установлены памятники героям, учреждены памятные медали: большая золотая для возложения на гробницы Императора Александра I и его героев-полководцев — князя Кутузова Смоленского, князя Багратиона и князя Барклая-де-Толли, и памятные медали разного достоинства для воинских частей, Государя, его семьи и государевых служащих.

Были найдены 25 живых свидетелей войны 1812 года, старшему из которых было 122 года. Из всех только пятеро смогли присутствовать на торжествах.

Накануне празднования к Бородинскому полю прибыл Крестный ход из Смоленска с чудотворной Смоленской иконой Божьей Матери, той самой, перед которой молилось русское воинство перед началом Бородинского сражения.

Возле главного памятника у братской могилы павших воинов многочисленное шествие с хоругвями (знаменами) и походной церковью Александра I развернулось, и был отслужен благодарственный молебен.

26 августа, утром, раскаты пушечных выстрелов над Бородинским полем известили народ о начале торжеств, посвященных столетию великого сражения. Празднество началось торжественной литургией в храме Тучковского монастыря, после чего Крестный ход направился к могилам героев Бородинского сражения.
Молитва, составленная святителем Филаретом Московским, легла в основу другой, составленной святейшим Патриархом Кириллом для ежегодного молебна по случаю Дня Победы.

Святейший Патриарх так объяснил свой выбор:
«Святитель Филарет написал эту молитву в связи с победой над Наполеоном и вообще полагал полезным читать эту молитву всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах».
Работая над этим текстом, — рассказывал позже Святейший Патриарх - я проникся смыслом молитвы, которую написал святитель Филарет. В церковном сознании, в сознании святителя, эта напасть воспринималась как наказание за грех.
«Господь по милости Своей, не желая наших вечных мук, проводит нас через эти временные испытания, и мы должны воспринимать их как дар Божественной справедливости и дар Божественной любви — не роптать, но призывать имя Божие, в покаянии и вере склоняя пред Богом свои главы. А в ответ Господь совершает чудеса, как Он совершил чудо избавления Москвы, как Он совершил чудо спасения страны нашей и всей Европы. И знамением этого чуда явилось окончание военных действий в день праздника святого великомученика и Победоносца Георгия по нашему церковному юлианскому календарю».
Молебен по случаю дня Победы указано было совершать в следующем порядке: Во время служения Божественной литургии 9 мая на заупокойной ектении ввести особые прошения «о вождех и воинах…». По окончании Литургии служить благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. По завершении молебна служить заупокойную литию о почивших воинах. Теперь, начиная с 2010 года такие службы совершаются в день Победы во всех храмах Русской Православной Церкви.